Russian

Belarusian

English

Единый телефонный номер
наркологической службы г. Минска (017) 209-09-09
(в будние дни с 9.00 до 17.00)

Регистратура (017) 263-58-21

Одно Окно (факс) (017) 271-81-55

Горячая линия (017) 271-04-22

"Телефон доверия" (017) 263-81-51

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.  Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии; ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Это модель искаженного психического развития.

Аутизм –  это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Для этих расстройств характерны трудности в области социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий, т.е. болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

На данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление аутизма и ни одна из них, не может до конца объяснить природу данного расстройства.

Аутизм одно из тех заболеваний, которое кроме нарушений психического здоровья, имеет ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения, профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего окружения пациента.

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и особенности положения в социуме меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения. Нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы, как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. Ребенок боится смотреть в глаза, фиксирует взгляд на родителях на короткое время или совсем не смотрит на них, не плачет, когда мама уходит, не улыбается и не тянет руки к родителям.  К возрасту в 2 года он не произносит простых фраз, а использует в речи лишь несколько простых звуков. Внешние раздражители заставляют ребенка бояться, он замирает, закрывает уши, глаза или прячется.Игровая деятельность носит специфический характер – игрушки часто выстраиваются в ряд или отбираются только по цвету или размеру, мальчики любят складывать схемы из конструктора. С раннего детства могут отмечаться стереотипные, навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба), подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование.

Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства. Между тем, по статистике, различные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека, а легкой формой аутизма страдали многие великие люди науки и искусства и именно поэтому были гениальны: А. Эйнштейн, И. Ньютон, Дж. Оруэлл, Г. Уэллс, Моцарт, Кант, Микеланджело. 

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения.  Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Проявления аутизма могут быть заметны и у грудных детей, однако ярче проявляются после года, а очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. Ребенку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание.

Современные классификации рассматривают аутизм, как общее «первазивное» (всеохватывающее, всепроникающее) нарушение развития. Это подчеркивает тот факт, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом. В силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий все варианты аутистических расстройств и обозначающий группу пациентов, нуждающихся в специализированной помощи. Пациенты с РАС имеют те же проблемы, что и дети страдающие аутизмом, они требуют тех же схем наблюдения, лечения, реабилитации, социальной адаптации и социального функционирования.

«Как много людей имеют диагноз «аутизм»?» — это один из наиболее часто задаваемых вопросов и, увы, также один из наиболее сложных для ответа.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра — быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Даже если предположить, что рост количества зафиксированных случаев заболевания аутизмом наблюдается за счет совершенствования методов диагностики, нужно признать, что число людей с РАС в современном мире действительно растет. Тем не менее, речь не идет об эпидемии в прямом понимании этого слова. В Республике Беларусь под наблюдением врачей-психиатров с РАС в 2015 году состояло 870 детей, что составляет 1,1 % от всех детей, наблюдавшихся у врача-психиатра.

На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте, потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и, что именно нарушается у такого ребенка. Прошло более 50-ти лет с тех пор, как Лео Каннер впервые описал синдром классического аутизма. За прошедшее с тех пор время результаты исследований и клинической работы привели к расширению концепции аутистических расстройств.

Для того чтобы понять, что происходит с таким ребенком — представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете — увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар — остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Конечно, взрослый человек мог бы как-то приспособиться даже к таким трудностям, но ребенок с РАС испытывает их с самого рождения.

Симптомы аутизма

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться. Именно такое искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который «отгораживает» такого ребенка от воздействий внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая все его развитие. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения.

Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребенок с аутизмом может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Игра, если ее можно так назвать, весьма своеобразна. Она заключается в манипулировании какими-то, часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами, выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или остановить игру вызывают бурный протест.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому, что любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

В настоящее время нет научно доказанных сведений об основной причине аутизма, поэтому не существует какого-либо «исцеляющего» лечения в медицине или «чудодейственной» методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка, избавить его от влияния на ход его развития этой причины. Однако, известно, что если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.

Доступность и качество оказания психиатрической и психотерапевтической помощи являются двумя важными составляющими, определяющими эффективность лечения и реабилитации детей, страдающих любой формой психической патологии.

В последние годы изменились подходы к организации и оказанию психиатрической помощи детям с РАС с акцентом на оказание помощи в амбулаторных условиях.

Коррекционная работа детей с аутизмом в обязательном порядке носит комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого ребенка с РАС необходим индивидуальный подход по подбору, как лекарственных средств, так и основных психолого-педагогических стратегий.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом требуют тесного взаимодействия образовательной и медицинской системы, общественных организаций, преемственности во взаимодействии учреждений образования и учреждений здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям.

Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участие родителей и эффективность взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка (членами семьи). Семейное консультирование и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям.

учреждение здравоохранения
Городской клинический
наркологический диспансер

г. Минск, ул. Гастелло, 16

мы на карте

время работы с 800-2000

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Единый телефонный номер наркологической службы г. минска (017) 209-09-09

Регистратура (017) 263-58-21
Одно Окно (факс) (017) 271-81-55
Горячая линия (017) 271-04-22
"Телефон доверия" (017) 263-81-51

 
    
 
 
 
 
 

Задать вопрос