Russian

Belarusian

English

Единый телефонный номер
наркологической службы г. Минска (017) 209-09-09

Регистратура (017) 203-58-21

Горячая линия (017) 203-04-22

"Телефон доверия" (017) 226-81-51

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме

Краткий исторический очерк изучения расстройств аутистического спектра.

Термин «аутизм» (от греческого «autos» - сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е. Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

В 1943 г. американский психиатр Лео Каннер (L Каппег) опубликовал статью «Аутистические нарушения аффективного контакта», в которой подытожил опыт работы с одиннадцатью детьми, поведение которых уже до 2-2,5 лет жизни носило аутистический характер. Родители описывали их как «самодостаточных», «не испытывающих потребности в общении», «предпочитающих одиночество» и т.п. По мнению Каннера. главной особенностью поведения таких детей была особая «аутистическая замкнутость», отрешенность от окружающего мира, врожденная неспособность к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в опреде­ленных ситуациях». Каннер считал, что такое расстройство (которое сейчас называют по имени автора «синдромом Каннера») несколько напоминало детскую шизофрению, но в отличие от последней, замкнутость, нарушения коммуникаций со временем не нарастали.

Эпидемиология расстройств аутистического спектра.

Один из важнейших моментов, определяющих  значимость проблемы аутизма - его высокая - и с годами быстро увеличивающаяся - частота встречаемости. Данные об этой характеристике складывались постепенно.

В работах отечественных и зарубежных ученых 1970-1980-х годов частота детского аутизма обычно оценивалась как 4-6 случаев на 10 тыс. новорожденных, и, соответственно, аутизм считался редким нарушением развитии. На практике, однако, встречалось большое количество детей, у кото­рых симптоматика не вполне соответствовала медицинским критериям, но, тем не менее, аутистический сидром был ведущим в клинически картине, а методы коррекции аутизма оказывались единственно эффективными. Когда известным английским психиатром Я Уинт в 80-е годы XX века были разработаны другие, более современны клинико-психологические критерии диагностики, оказалось, что аутизм встречается с частотой 15-25 случаев на 10 тыс. новорожденных. Сходные данные в конце XX века приводят и некоторые отечественные авторы. По данным российских авторов (1999г.) частот встречаемости аутизма у детей по обращению составляла 24-26 случаев на 10 тысяч детского населения, но популяционная частота как минимум в 2-2.5 раза выше (примерно 50—60 на 10 тыс. детского населения).

Многие ведущие западные специалисты отмечают, что в последние годы частота встречаемости детского аутизма растет, и сообщают о 40-45 случаях аутизма на 10 тыс. новорожденных, а для РАС в целом - не менее 60-70 на 10 тыс. новорожденных. По данным Национального агентства по контролю за заболеваемостью США на начало 2007 года частота РАС составляла 1 случаи на 150-155 новорожденных (64-66/10 тыс.). По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения.

Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этой проблемы.

Особенности развития психических функций при РАС.

Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития с характерными качественными аномалиями в социальном общении и взаимодействии; ограниченным стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Это модель искаженного психического развития. Современные классификации рассматривают аутизм, как общее всепроникающее нарушение развития. Это подчеркивает тот факт, что при аутизме страдает не какая- то одна функция или небольшое количество функций, а психика в целом.

Неравномерность развития психических функций является одной из наиболее характерных особенностей аутизма, что отражает ведущее место асинхронии среди механизмов развития аугистического дизонтогенеза.

В патопсихологии детский аутизм принято рассматривать как клиническую модель искаженного психического развивтия, то есть отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие - патологически ускоренно. Так, например, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при типичном психическом развитии - наоборот), не по возрасту богатый словарный запас сочетается с недостаточным уровнем понимания речи, повышенный интерес к ее акустической стороне - с совершенно неразвитой коммуникативной функцией. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развернутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. И в том, и в другом случаи их речь практически не выступает средством общения. Что же касается их интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребенок с аутизмом может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

Социальное функционирование нарушается всегда. Степень его различна, от странностей в социальном взаимодействии до почти полной отстраненности и отсутствия реакции на внешние социальные стимулы. Социальная отгороженность наиболее очевидно проявляется в общении с незнакомыми и сверстниками, многие дети, страдающие аутизмом, проявляют дифференцированное предпочтение к знакомым людям и демонстрируют выраженную зависимость от близких людей.

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

Помощь детям с расстройством аутистического спектра.

Медикаментозное лечение при современном уровне знаний не является воздействующим на причину методом лечения аутистических симптомов. Так как медикаменты пока не действуют на причину расстройства, их назначают в соответствии с целевыми симптомами или синдромами (например, страх, депрессия, агрессивное поведение, самоповреждения). Следует отметить, что стойкое предубеждение против медикаментозного лечения не способствует улучшению состояния пациентов, страдающих аутизмом. 

Коррекционная работа детей с аутизмом в обязательном порядке носит комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям.

Современные подходы реабилитационного этапа детей с аутизмом требуют тесного взаимодействия образовательной и медицинской системы, общественных организаций, преемственности во взаимодействии учреждений образования и учреждений здравоохранения, оказывающим психиатрическую помощь детям. Важными факторами лечебного и реабилитационного процесса являются степень участия в нем родителей.

учреждение здравоохранения
Городской клинический
наркологический диспансер

г. Минск, ул. Гастелло, 16

мы на карте

время работы с 800-2000

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Единый телефонный номер наркологической службы г. минска (017) 209-09-09

Регистратура (017) 203-58-21
Горячая линия (017) 203-04-22
"Телефон доверия" (017) 226-81-51